Понеділок, 20.11.2017, 04:38
Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту
Контакти
Годинник
Мудрі думки
Вікно в Україну
Український національний інтернет-портал «Аратта. Вікно в Україну»
Календар подій
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Пошук
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

"НОВА ПЕДАГОГІЧНА ДУМКА"     науково-методичний журнал

Каталог статей

Головна » Статті » Статті російською мовою

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ (ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ)

УДК 378.14:792.8                                                                       Михаил КАМИНСКИЙ,

                                                                   доцент кафедры хореографии Белорусского
                                                                   государственного университета культуры
                                                                   и искусств

      В статье представлены основные проблемы создания и внедрения учебно-методического комплекса на кафедре хореографии. Предложен ряд действий для решения этих вопросов в отдельно взятом структурном подразделении вуза, который осуществляет реорганизацию учебного процесса в соответствии с современными требованиями.

     Ключевые слова: учебно-методический комплекс, электронное учебное издание, хореографическое образование.

     У статті розкриваються основні проблеми створення і впровадження навчально-методичного комплексу на кафедрі хореографії. Ця публікація пропонує можливі дії відносно вирішення цих питань окремо взятим структурним підрозділом університету, який здійснює реорганізацію навчально-виховного процесу відповідно до сучасних вимог.

      Ключові слова: навчально-методичний комплекс, електронне навчальне видання, хореографічна освіта.

       The article presents the basic problems of creating and introduction educational methodical complex on a speciality «choreographic art». This publication suggests possible measures to address these issues in separate structural subdivisions of the university, which produces a reorganization of the educational process in acmrdance with modern requirements.

       Key words: educational methodical complex, the electronic educational edition, choreographic education.

       Кафедра хореографии Белорусского государственного университета культуры — одно из университетских подразделений? ориентированных на предоставление профессионально-специализированных знаний. Опыт обучения, наработанный более чем за 30 лет существования кафедры, передается от одного педагогического поколения к другому. И как результат — выпускники и студенты очного, заочного отделений являются солистами или возглавляют лучшие хореографические коллективы Беларуси, завоевывают престижные премии и становятся лауреатами международных фестивалей, играют важную роль в культурной жизни республики.

     Реформирование высшего образования в нашей республике с перспективой вступить в Европейское образовательное пространство, ориентация на компетентностный подход, студентцентрированное обучение ставит педагогический коллектив кафедры перед непростой дилеммой — внедрять инновации (приемы, технологии, методы обучения, соответствующие современным требованиям) при наличии традиционных форм, обеспечивающих высокую результативность.

     Создание учебно-методических комплексов (УМК) является неотъемлемой частью системно-методического обеспечения инновационного процесса обучения в современной высшей школе. Разработка и внедрение УМК на кафедре хореографии до сегодняшнего дня сопровождается дискуссиями и поиском выхода из неоднозначных производственных ситуаций.

     31 октября 2005 г. по распоряжению № 67 первого проректора БГУКИ педагоги всех кафедр приступили к разработке вышеуказанных комплексов по своим дисциплинам с конечным требованием — передать оформленный документ в электронную библиотеку университета.

     В течение 2005-2006 учебного года на кафедре хореографии были разработаны 11 учебно-методических комплексов практически по всем учебным дисциплинам и специализациям.

      В 2009-2010 учебном году по заявке ректората БГУКИ Республиканский институт высшей школы провел на базе университета курсы «Учебные электронные издания в системе высшего образования» (октябрь 2009 г.) и «Учебно-методические комплексы нового поколения. Теория и практика проектирования» (февраль 2010). Тенденции реформирования отечественного высшего образования, которые раскрыли для слушателей организаторы и педагоги курсов, заставили с этой «осовремененной» точки зрения вновь пересмотреть имеющиеся УМК на кафедре.

      Педагоги кафедры регулярно поднимают вопросы, связанные с обновлением и внедрением этих нормативных документов, в рамках докладов на научно-практических конференциях университета. Вот некоторые из них:

1. Предложенная ректоратом БГУКИ структура учебно-методического комплекса рассчитана на создание УМК по социально-гуманитарной (теоретической) дисциплине. Ни в отечественной, ни в союзной педагогической практике не разработана структура УМК по практико-ориентированным дисциплинам (в частности, по специализации «Хореографическое искусство») [1,3,4,5,6].

2. Уровень компетентности педагога-практика (большинством которых являются преподаватели кафедры хореографии) недостаточен для качественной разработки УМК с модульной организацией учебного материала и электронного учебно-методического издания. Целевые специализированные курсы [2, 4] проводятся без обязательной сдачи заключительного экзамена, что значительно снижает их эффективность.

3. Разработка УМК или электронного учебника требует немалых временных и финансовых затрат. Проект обучения, разбиение на модули, пакет контроля, дифференцированные контрольные задания, материалы в помощь студенту и т. д. К примеру, только на описание 2-часового учебного занятия педагогу может понадобиться от 8 часов и более. Для создания электронных учебных пособий требуется целый штат специалистов, содержать который не под силу даже крупному университету [2]. Дополнительная мотивация как поощрение работы преподавателей по созданию и постоянному совершенствованию УМК в российских и некоторых белорусских вузах осуществляется путем:

- введения в учебную нагрузку педагога часов на создание УМК;

- назначения УМК и ЭУМК статуса официального издания, и зачет их в качестве публикаций;

- ввода специальных статей финансирования;

- проведения конкурса на лучший УМК и электронный УМК;

- оформления договора с педагогом или группой разработчиков на создание ЭуМК [4, 5, 6].

4. Состояние специализированной технической базы для создания и поддержания учебных материалов (особенно электронных) в надлежащем виде. Электронное рабочее место разработчика должно быть оснащено соответствующим программным обеспечением. Разработчик ЭУМК должен уметь не только сканировать тексты и изображения, но и выполнять фото и видеосъемку, аудиозапись [2, 6]. Разработчик должен иметь представление об основных психологических закономерностях восприятия информации, цвета и шрифтов; об основах интерактивного дизайна.

5. Защита авторских прав. УМК в PDF-формате (как изначально планировалось согласно Распоряжению ректората БГУКИ № 67 от 31.10.2005) невозможно защитить от несанкционированного копирования и как считается на сегодняшний день — такие учебные материалы и вовсе «стыдно называть электронными учебно-практическими пособиями» [2].

6. Непонимание со стороны административных структур специфики профессионально-ориентированного обучения. Основная цель УМК и ЭУМК - второстепенна при изучении практических дисциплин. Недостаточно предоставить хореографу полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. Ни целевая программа его образовательных действий, ни банк информации, ни методическое руководство по достижению учебных целей, ни форма самоконтроля знаний студента и их возможная коррекция [6] не способны полностью заменить реальных занятий по танцу в оборудованном хореографическом классе с профессиональным педагогом. Современный уровень информационных технологий не позволяет разработать компьютерный тест, который мог бы дать студенту адекватную оценку качества исполнения, выученных по монитору танцевальных элементов.

      Руководство кафедры хореографии БГУКИ предприняло ряд действий для решения вопросов, связанных с разработкой и внедрением УМК, в рамках отдельно взятого структурного подразделения университета:

1. Выбран специалист, ответственный за внедрение УМК и ЭУМК, прошедший специализированные курсы повышения квалификации по соответствующей тематике.

2. Введены следующие функциональные обязанности:

- разработать структуру УМК для учебных дисциплин по специализации «хореографическое искусство», соответствующую современным требованиям к нормативным документам нового поколения для печатного издания;

- вести контроль состояния учебно-методических комплексов, сбор учебной информации с преподавателей-предметников и оформление последней по единому стандарту;

- перевести УМК в электронные формы в расширенном виде (с добавлением хрестоматийных источников по темам и заданиям).

3. Формы материального поощрения лиц, осуществляющих обновление УМК, решены независимо от действий руководства университета в виде премиального вознаграждения.

     Важно помнить — УМК нового поколения призваны отражать применение модульной технологии обучения и дееспособны только при централизованной разработке и внедрении сопутствующих нормативных документов. Если в вашем учебном заведении не утверждены Положение о модульном обучении, Положение о УСРС, Положение о УМК — разработка УМК нецелесообразна.

В заключении хочется подчеркнуть, что совершенствование образовательной системы требует не только взвешенного и разумного сочетания современных технологий с традиционными достижениями педагогики. Инновации в системе высшего образования должны быть обеспечены не только пристальным вниманием педагогов, но, в первую очередь

- пониманием специфики обучения со стороны административных структур учебного заведения, ответственных за переход на инновационные формы обучения. Без планомерной реорганизации учебно-воспитательного процесса согласно требованиям к внедрению модульной технологии обучения реформа образовательной системы, направленная на повышение качества образования, не сдвинется с места и УМК, так долго и нелегко разрабатываемые, останутся невостребованным недееспособным учебным документом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ Л1ТЕРАТУРЫ

1. Алтайцев А. М. Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования [Электронный ресурс] / А. М.Алтайцев. - 2003. - №5 (январь-июнь). - Режим доступа: Http://charko. narod. ru/tekst/an5/3.html.

2. Матвеев А. А. От электронных учебных пособий к электронным учебно-методическим комплексам. Научно-методические инновации в высшей школе / А. А.Матвеев; под общей ред. А. В.Макарова. - Минск: РИВШ, 2008. - 186 с.

3. Макаров А. В. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: учебно-методич. пособие / А. В.Макаров, З. П.Трофимова,

В. С.Вязовкин, Ю. Ю.Гафарова. - Минск: РИВШ, 2008. - 152 с.

4. Положение об электронных изданиях Академии управления при Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Http://www. pacademy. edu. by/academ/doc/ric/eleizd. doc.

5. Положение о создании учебно-методического комплекса образовательного модуля для обеспечения мероприятий инновационной образовательной программы [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург, 2007. - Режим доступа: http: //npe. ifmo. ru/file/stat/3 7/polozenie_o_sozdanii_umk. doc.

6. Попкова Е. В., Бауман М. Л. Методические рекомендации по составлению учебно-методических комплексов [Электронный ресурс] / Е. В.Попкова, М. Л.Бауман; Институт открытого дистанционного образования НГПУ. - Режим доступа: http//ozo. nspu. m/sotmd/umk/mrmdoc/metodnmo. html.

Категорія: Статті російською мовою | Додав: Natali (11.05.2015)
Переглядів: 230 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]