Понеділок, 20.11.2017, 04:48
Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту
Контакти
Годинник
Мудрі думки
Вікно в Україну
Український національний інтернет-портал «Аратта. Вікно в Україну»
Календар подій
Календар свят і подій. Листівки, вітання та побажання
Пошук
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

"НОВА ПЕДАГОГІЧНА ДУМКА"     науково-методичний журнал

Каталог статей

Головна » Статті » Статті російською мовою

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА В ВУЗЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

УДК 378.14:792.8                                                                  Светлана ГУТКОВСКАЯ,

кандидат филологических наук,
профессор, заведующая кафедрой
хореографии Белорусского государственного
университета культуры и искусств

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА В ВУЗЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

     В статье приводится концепция профессиональной подготовки специалиста-хореографа в вузе, предлагаются механизмы ее реализации в учебно-творческой деятельности, подчеркивается, что исходная парадигма образовательной деятельности состоит в ориентации на инновационную, продуктивную систему обучения.

     Ключевые слова: хореографическое искусство, профессиональные компетенции, инновации в обучении, метод проектов.

      У статті пропонується концепція професійної підготовки фахівця - хореографа у ВНЗ, представлені механізми її реалізації в навчально-творчої діяльності, підкреслюється, що вихідна парадигма освітньої діяльності полягає в орієнтації на інноваційну, продуктивну систему навчання.

     Ключові слова: хореографічне мистецтво, професійні компетенції, інновації в навчанні, метод проектів.

     The article proposes the concept ofprofessional training of a choreographer at the university, illustrates the techniques of its implementation in educational and creative activities. It emphasizes that the original training and education model shall focus on innovative and efficient teaching system.

      Key words: choreographic art, professional competence, innovation in education, project method.

      Требования, которые предъявляет современное общество к специалистам с высшим образованием в области хореографического искусства, в последние годы существенно повысились. Хореография, представленная сегодня многообразием форм, направлений и стилей в своей эволюции постоянно ведет поиск новых выразительных средств, совершенствуя свой образный язык и испытывая свои возможности в необычных сферах. Условия современного информационного общества, характеризующегося кардинальным изменением количественных и качественных параметров тотальной коммуникации, в свою очередь серьезно влияют на существование искусства хореографии.

     Ценностные приоритеты общества определяют и приоритеты образования, основными функциями которого являются социализация и индивидуализация молодого поколения. Благодаря первой функции молодежь осваивает накопленный опыт, традиции, социально одобряемые образцы поведения, что позволяет ей успешно адаптироваться, сохранять и воспроизводить в своих существенных признаках культуру. Благодаря второй функции внимание акцентируется на развитии индивидуально-творческого потенциала молодежи, способной к преобразованию культуры и общества.

     Целью статьи является определение концепции профессиональной подготовки хореографа в вузе и представление механизмов ее практической реализации.

     Концепция подготовки специалиста-хореографа высшей квалификации, воплощенная в Образовательном стандарте Республики Беларусь, получила свою реализацию в учебных планах и учебных программах специальности 1-17 0201 «Хореографическое искусство».

     Концепция рассматривается нами как непосредственное и полное выражение позиции педагогического коллектива и как объективный результат творческой деятельности преподавателей и студентов в процессе обучения, не всегда совпадающий с субъективными предварительными намерениями преподавателей. Следовательно, концепция в силу своей абстрактности всегда подвергается испытанию практикой.

     В ХХ веке появилось несколько теоретических работ и учебных пособий, имеющих непосредственное отношение к интересующему нас вопросу.

     Подход к изучению творчества хореографа-постановщика как художника стал основным в монографии Т. В.Портновой «Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX - начала XX веков» [3], где автор раскрывает роль творчества балетмейстеров в области изобразительного искусства в дальнейшем художественном процессе по созданию ими хореографических произведений, рождению образов-ролей.

     Монографическое исследование А. П. Кириллова «Язык танца: историко - системно-семиотическая разработка и обоснование» посвящено вопросам научно-теоретического осознания выразительной природы танцевального искусства [2]. Этому автору принадлежит также учебное пособие «Мастерство хореографа» [1] для студентов хореографических отделений вузов культуры и искусств.

     Искусствоведческий анализ важнейших событий, происходящих во всех видах пластического искусства Беларуси, содержится в сборнике Ю. М.Чурко «Хореография в зеркале критики» [5]. Целый ряд учебных и учебно­методических пособий разработаны преподавателями кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ) и изданы в последнее десятилетие.

     Бесспорно, что исходная парадигма образовательной деятельности сегодня состоит в ориентации на продуктивную, опережающе-развивающую, инновационную систему обучения. Под инновациями в образовательной сфере понимаются новшества, целью которых является усовершенствование существующей педагогической практики.

      В достижении цели перехода на инновационные модели и технологии обучения важное место занимает компетентностный подход, который характеризуется смещением акцентов в преподавании на активную самостоятельную образовательную деятельность студентов и переориентацию процесса обучения на параметры профессиональных компетенций, понимаемых как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности [6].

     Профессиональные компетенции специалистов-хореографов включают знания и умения по постановке творческих задач, способность решать организационные и творческие вопросы и обеспечивать их выполнение в выбранной сфере профессиональной деятельности. Выпускник университета культуры и искусств, обучающийся по специальности «Хореографическое искусство», должен владеть профессиональными компетенциями в следующих видах деятельности: постановочной и репетиционной; исполнительской, педагогической, организационно-руководящей и исследовательской.

     Одним из приоритетных направлений работы кафедры хореографии БГУКИ на пути формирования у студентов профессиональных компетенций является разработка электронных учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам.

     Важной составляющей данных комплексов являются видеоматериалы, содержащие записанные практические показы по предметам. В связи со спецификой обучения на специальности «Хореографическое искусство» учебный материал большинства предметов специального цикла осваивается с использованием принципа практического обучения, когда показ танцевальных элементов непосредственно педагогом сочетается со словесными пояснениями. Сегодня форма практического показа из «ног в ноги», когда студенты повторяют материал, показанный преподавателем, и копируют его, плодотворно сочетается с применением информационных технологий на базе цифровой видеотехники, то есть просмотром видеоматериалов, воспроизводящих запись исполнения движений, и анализом увиденного.

     Преподавателями кафедры активно используется так называемый «проектный метод» обучения или «метод проектов», базирующийся, главным образом, на использовании межпредметных связей и имеющий свои особенности воплощения на практике с учетом специфики преподавания хореографических дисциплин.

     Методика специального образования в области хореографического искусства базируется на реализации разнообразных творческих проектов, главное достоинство которых заключается в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения практических задач и использования знаний из различных предметных областей.

     Ярким примером интегрирования учебной и практической творческой деятельности студентов может служить осуществление в 2009-2010 учебном году силами студентов второго курса специализации «народный танец» под руководством заведующей кафедрой хореографии С. В.Гутковской постановки оригинального новогоднего мюзикла для детей «Волшебное слово» на музыку С. Сухомлина и Л. Войтовича.

     Работа проводилась в соответствии с учебной программой по дисциплине «Искусство балетмейстера», предусматривающей в качестве итогового учебного задания третьего семестра постановку хореографического произведения для детей. Мюзикл с большим успехом был показан на большой сцене Дворца Республики как проект «Главная елка страны». При воплощении проекта студенты использовали знания, умения и навыки, полученные в университете на специальных дисциплинах «Искусство балетмейстера», «Режиссура и мастерство актера», «Хореографический ансамбль», «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Анализ музыкальных форм».

     В процессе осуществления таких проектов происходит практико­ориентированное профессиональное становление будущего специалиста.

     Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной исследовательской деятельности своих учеников [4]. В нашем случае преподаватель выступает в роли эксперта, консультанта в осуществлении студентами творческой деятельности.

     Существуют широкие возможности для практической реализации художественных замыслов студентов в социальном плане и апробации полученных результатов на сцене, в том числе и в конкурсных программах соревновательного характера. Так, большое значение имеет проведение на кафедре хореографии БГУКИ ежегодного конкурса на лучшую студенческую балетмейстерскую работу. Отмеченные постановки впоследствии представляются на творческих конкурсах республиканского и международного уровня.

     Важным моментом является то обстоятельство, что обучение и воспитание хореографа в Белорусском государственном университете культуры и искусств происходит на основе национального хореографического наследия, с опорой на развитие гражданских качеств и патриотизма. Вместе с тем, с целью изучения творческого метода зарубежных специалистов, кафедрой организуются и воплощаются совместные проекты с хореографами из Америки, Азии и Европы.

     Таким образом, концепция подготовки специалиста высшей категории - это идейно-эстетическая направленность процесса обучения и воспитания студентов. Она представляет собой единый замысел, определенное понимание процессов формирования у студента-хореографа системы взглядов и навыков практической творческой деятельности.

     Опытно-экспериментальная работа на кафедре хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств показала, что эффективность процесса подготовки специалиста зависит от нескольких условий: целенаправленного моделирования учебного процесса с учетом специфики творческой деятельности; выработки общей художественной стратегии и тактики обучения и воспитания; организации занятий на основе координации совместной деятельности студента, педагога и концертмейстера;

     Инновационной подготовки студентов к реализации творческих замыслов; создания общего «фонда профессиональных ценностей».

     Необходимо готовить балетмейстеров, не только владеющих профессиональным мастерством, но ориентированных на творчество, предприимчивость, обладающих развитым самосознанием, что обеспечит жизнеспособность личности и результативность ее деятельности.

     Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что успешному обучению студентов-хореографов в вузе способствует:

• переориентация процесса обучения на параметры профессиональных компетенций;

• научное и методическое обеспечение учебной деятельности на кафедре;

• ориентация на инновационную, продуктивную систему обучения;

• смещение акцентов в преподавании на активную самостоятельную образовательную деятельность студентов;

• использование современных технических средств, специального оборудования, обеспечивающих возможность эффективной реализации образовательных программ;

• создание дополнительных условий для поддержки талантливых студентов;

• развитие международных контактов в области хореографического искусства.

     Таким образом, сегодня актуален концептуальный подход к решению проблем обучения специалиста-хореографа в вузе, который, с одной стороны, позволяет обеспечить сохранение лучших отечественных традиций образования в области культуры и искусства в процессе адаптации высшего профессионального образования к международным тенденциям развития в этой сфере, а с другой — наметить основные направления в учебной деятельности в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кириллов А. П. Мастерство хореографа: учебное пособие [для студентов хореографических отделений вузов культуры и искусств] /А. П.Кириллов. - М.: МГУКИ, 2006. - 154 с.

2. Кириллов А. П. Язык танца: историко-системно-семиотическая разработка и обоснование / А. П.Кириллов. - М.: МГУКИ, 2004. - 472 с.

3. Портнова Т. В. Роль пластических искусств в творческом процессе хореографа конца XIX - начала XX веков / Т. В.Портнова. - М.: Компания Спутник +, 2008. - 142 с.

4. Соловьев А. Н. Метод проектов в педагогике высшей школы: история и перспективы / А. Н.Соловьев, И. К.Степанян // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - №4. - С.143-148.

5. Чурко Ю. М. Хореография в зеркале критики / Ю. М.Чурко. - Мн.: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2010. - 356 с.

6. Юрова Н. В. Основные направления развития профессиональной компетентности / Н. В.Юрова // Инновационные образовательные технологии. - 2010. - №2. - С.59-63.

Категорія: Статті російською мовою | Додав: Natali (11.05.2015)
Переглядів: 475 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]